Урок 14. Храм Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для 4 класса Ключевые понятия: икона, иконостас, Царские врата, алтарь. Цели и задачи урока: узнать и прочувствовать устроение и назначение православного храма; закрепить представление о том, что культура включает также систему запретов, направленных на формирование личности.
Ход урока Выявление восприятия, мотивация Сначала размышляем сами 1. Вам уже приходилось бывать в православных храмах? 2. Можно ли назвать природу прекраснейшим храмом Божиим? При ответе на вводные вопросы дети, будучи по-разному осведомленными, могут отвечать различно. Важно в их ответах отследить общее, способствующее уточнению, структурированию знаний. Традиционное устроение храма – притвор (место для молящихся), солея (возвышенная часть пола перед иконостасом), амвон (центральная часть солеи, расположенная напротив Царских врат и служащая местом для чтения Евангелия, произнесения проповедей), алтарь. В целом храм – особое здание, предназначенное для совершения богослужений, общей молитвы. Можно вместе с детьми создать чертеж-схему храмового устройства. Учитель только должен помнить, что эти понятия вводятся не для обязательного запоминания. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ. При работе с текстом постараться отследить новую информацию. Быть очень внимательным: возможно что-то в тексте может удивить или озадачить. Чтение текста Чтение текста можно осуществлять целиком или абзацами. ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ РАБОТА Вопросы и задания 1а). Какие новые слова-понятия для вас открыл текст? (Отбираем новые слова и повторяем те, которые уже звучали на уроке). 1б). Рассмотрите икону. Чем она отличается от обычной картины, от портрета человека? (Важно, чтобы дети поняли, что икона – это живописное изображение (обычно на доске) Иисуса Христа, Святой Троицы, Богоматери или святых, а также событий, связанных с их жизнью или деяниями. Важно понять, что икона это не только предмет рассматривания, а образ Святости, к Которому можно обращаться в молитве. Вот почему мы ходим перед святыми образами, а они смотрят на нас (так обычно дети объясняют закон обратной перспективы!). 1. Что такое иконостас? Какие иконы в нем присутствуют всегда? Можно схематично изобразить нижний ярус иконостаса с Царскими вратами и расположенными справа и слева традиционными иконами. Почему в алтарь нет общего доступа? Можно использовать часть видеофильма о храме, его устройстве. 2а) Дайте свое определение молитвы. О чем обычно люди молятся? Почему в молитве нельзя просить зла? 2б). Может ли православный христианин молиться без иконы? Можно привести примеры молитвенного обращения к Богу в самых разных местах, Бог всегда услышит, но при этом значение общей храмовой молитвы совершенно особенное! 3а) Прочитайте сведения о Пресвятой Богородице. Попробуйте сделать перевод молитвы, обращенной к Божией Матери. Почему эта молитва так любима православным народом? 3б). Объясните значение выражения «Казанская Богоматерь». Уже на этом этапе можно показать учащимся репродукции с икон Владимирская, Знамение, Смоленская. Почему так много иконописных изображений Божией Матери? (Разумеется, это свидетельствует о всенародном почитании Божией Матери). 4. Прочитай стихотворение Ираклия Абашидзе «Пчела»: Благословлённая Вечной природой, Ставшая телом живым благодать, Кружит пчела, чтобы воском и медом За сотворенье природе воздать.
Пусть мне простят – но ни много, ни мало Быть на пчелу я похожим хочу, Чтоб и мое бытие даровало Мёд - человеку, и Богу - свечу.
В чем и почему автор хочет быть похожим на пчелу? Подводим итоги Сядем в кружок Какие храмы в нашей местности мне известны? Для чего люди ходят в храм? |